Пропаганда от возникновения и до XX в.

Предыдущая12345678Следующая

Различие областей и уровней, на которых требуется осуществлять контроль за поведением и мышлением, рождает многообразие институтов от системы санкций и табу, законодательства, судебной практики, административной и политической деятельности до целенаправленно транслируемой идеологии. Именно в последнем случае широко и полно применялось убеждение, опиравшееся в древнем и средневековом мире на религиозную риторику, но имевшее явно выраженное светское содержание. По своей всеохватности и методам оно прекрасно вписывается в объем термина “пропаганда”, то есть преимущественно односторонней навязчивой коммуникации, использующей все возможности и заполняющей все каналы [3, с. 109]. О.А. Матвейчев и Д.Г. Гусев перечисляют следующие ее принципы, по существу, действительные во все времена, но особенно рельефно и напрямик сформулированные Адольфом Гитлером, в чьей способности убеждать людей не приходится сомневаться [12, с. 34-35]:

1) «пропаганды должно быть много, она адресована только массе, и масса должна встречаться с ее носителями постоянно, в любой точке пространства, в любой промежуток времени;

2) ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать… Она должна быть максимально проста;

3) пропаганда должна быть однообразна, должна ограничиваться лишь немногими пунктами и излагать эти пункты кратко, ясно и понятно, в форме легко запоминающихся лозунгов;

4) пропаганда должна быть “однозначна”: тут нет места тонкой дифференциации. Народ говорит “да” или “нет”, он любит или ненавидит. Правда или ложь! Прав или не прав! Народ рассуждает прямолинейно;

5) пропаганда должна воздействовать больше на чувства и лишь в небольшой степени на так называемый разум».

Было бы неверно думать, что лишь в XX в. военные кампании и существующие отношения господства нуждались в интенсивной пропагандистской поддержке. Так, Аронсон подчеркивает, что, судя по источникам, оставшимся от Древнего Египта и старейших цивилизаций Центральной Америки, уже тогда правящее сословие активно применяло массовое внушение и богатый арсенал пропагандистских средств [13, с. 24]. Повсеместная фальсификация исторических дат и фактов, жизнеописаний правителей, откровенная ложь религиозного и светского характера, систематически распространяемая в частных интересах, использовалась пропагандистскими машинами древности намного шире, чем в Новое время [13]. Однако именно Новое время дало практике настойчивой всеохватной односторонней коммуникации имя, а затем, в период Первой мировой войны, наделило резкими негативными коннотациями. Термин происходит от названия созданной в 1622 г. католической организации “Congregatio de propaganda fide” («Конгрегация подлежащей распространению веры»).

Поскольку достаточными ресурсами для пропаганды обладали только государства и крупнейшие организации, такие как церковь, то на протяжении рассматриваемого периода пропаганда играла важнейшую роль в их существовании и выступала сильнейшим инструментом в международных и религиозных конфликтах.


5829493516540194.html
5829531233213880.html
    PR.RU™