I. Повторение. Реализация домашнего задания

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

— Что вам известно о жизни и творчестве М.В. Ломоносова?

— Какие произведения Ломоносова вам известны?

— Какие строчки из его произведений помните наизусть, какие из них используете как крылатые выражения?

При знакомстве с биографией и творчеством М.В. Ломоносова раскрываем его гражданскую позицию: провозглашение патриотических, государственных идей, укрепление роли просвещенной монархии и антидеспотические настроения.

С этой целью полезно сопоставить фрагмент «Древней российской истории» о Владимире и Рогнеде с картиной русского художника академика А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Мысль о губительности произвола тирана была основной идеей ряда трагедий, поставленных на подмостках русского театра. Лосенко (иллюстрация демонстрируется) отразил в картине сложные нравственные проблемы. Автор протестует против деспотизма, изображая Владимира как человека с противоречивыми стремлениями: и любовь, и тиранические побуждения. В его образе запечатлена некоторая растерянность, раскаяние в содеянном, сострадание к Рогнеде. Для того и подчеркивает Лосенко переживания Владимира, чтобы показать тлетворное влияние на личность неограниченной деспотической власти. С точностью, присущей классицистам, определяет художник значение каждой фигуры. Переживания Владимира и Рогнеды оттеняются тихим отчаянием прислужниц княжны, с одной стороны, и холодным любопытством воинов — с другой. Приметы классицизма, присущие художественной форме картины, — это условная античная одежда героев, типичные для древних греков шлемы, которых не носили русские воины, полная движения группа людей на переднем плане, характерный для классицистической картины поворот головы в профиль.
II. Работа с учебником. Чтение статьи о М. В. Ломоносове (по Г. П. Макогоненко)

Особое внимание обращаем на реформаторскую деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.
III. Работа по опорному конспекту

Реформа стихосложения
Вирши петровской эпохи О коль ве-ли-ю ра-дость // аз есмь об-ре-тох Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сохСолн-це лу-чи сво-и // на мя спус-ти-лоИ злу пе-чаль // во ра-дость мне об-ра-ти-ло Силлабическое (слоговое) стихосложение. Равное число слогов в строке; цезура (пауза) в середине; обязательное ударение на предпоследнем слоге; рифма связывает смежные строки
В. К. Тредиаковский. Ранняя редакция Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали,Хоть уже и глаза мои плакать перестали;Ибо сердечна друга не могу забыти,Без которого всегда принужден я быти... Последующая редакция Не возможно сердцу, ах! Не иметь печали,Очи такожде еще плакать не перестали:Друга милого весьма не могу забыти,Без которого теперь надлежит мне бытии. 1735 г. «Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов». Переход к силлабо-тоническому (слогоударному) стихосложениюстихосложению Равное количество слогов и ударений. Реформа коснулась в основном многосложных строк; предпочтение отдано хорею
М. В. Ломоносов Ночкою темною Покрылись небеса Все люди для покоюСомкнули уж глазаВнезапно постучали: У двери Купидон, Приятный перервалсяВ начале самом сон, 1739 г. «Письма о правилах русского стихотворства». Реформа распространена на все размеры; описано 30 стихотворных размеров; открыт четырехстопный ямб


5829826745059273.html
5829879394686201.html
    PR.RU™