Третий этап. 1914–1919.

Другие кинодеятели:

ü Иосиф Николаевич Ермольев (1889–1962), один из первых русских кинопредпринимателей. В 1915 г. создал кинопредприятие в Москве. В фирме Ермольева работали режиссер Я. Протазанов, актер И. Мозжухин.

ü Протазанов Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер.

В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии.

С 1906 г., сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист, потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.

В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина.

В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др.

В 1923 г. вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.

Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) – с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову.

ü 27 августа 1919 года – Декрет Совнаркома о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения. Декрет подписал В.И. Ленин.


5830797260928870.html
5830825776250549.html
    PR.RU™